Групповая дискуссия в работе со страшеклассниками.

Мы вам расскажем как же организовать групповую дискуссию со старшеклассниками.

В дискуссии важно хорошее начало. Приводим несколько рекомендаций психологов к организации вступления группового обсуждения.

Вступление не должно быть вялым или нейтральным; не должно оставлять аудиторию равнодушной (лучше отрицательная реакция, чем никакая); слишком длинным или слишком коротким; не нести резюме темы дискуссии (не следует путать резюме с планом). Вступление должно создать благоприятную и психологически комфортную обстановку (размещение участников, стиль отношений, интонация и жесты ведущего); учитывать ситуацию, время и место; опираться на актуальные проблемы, интересы, мотивы участников (опираться на события, взятые из жизни); использовать по возможности зрительные и слуховые эффекты.

Эффективность основной части дискуссии зависит от выбранной формы: от чёткости соблюдения регламента, от доброжелательного восприятия участниками друг друга и ведущего, от корректности участников, от включённости всех в групповую работу и их активности. Всё это, в первую очередь, зависит от ведущего.

Перед ведущим стоят задачи (в роли ведущего чаще всего бывает сам педагог):

-создать доброжелательную атмосферу;

-стимулировать и поддерживать активное обсуждение;

-включать в дискуссию всех участников;

-управлять ходом дискуссии: следить за соблюдением правил и регламента, активизировать и поддерживать рассуждения участников, снимать напряжённую обстановку и не допускать перехода на личности.

Тема дискуссии

Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречие, дилемму. Только при этом условии, возможно провести дискуссию-спор, сделать обсуждение острым, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на отстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции её сильных и слабых сторонах.

Приёмы, с помощью которых можно повысить эффективность группового обсуждения:

Приёмы введения в дискуссию

1.Изложение проблемы посредством описания конкретного случая, анализа нравственных проблемных ситуаций. Лучший материал — ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов, публицистики, а также жизненные ситуации, аналогичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей, ситуации из их жизни (с вымышленными героями).

2.Демонстрация кинофильма или сюжета.

3.Инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода.

4.Приглашение и представление экспертов (люди, осведомлённые в теме обсуждения).

5.Использование значимых (сенсационных) новостей.

6.Стимулирующие вопросы (типа «Что?», «Как?», «Почему?», «Что изменится?», «Что произошло, если бы...?»).

7.Альтернативный выбор. Участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из нескольких предложенных ведущим.

Приёмы, стимулирующие активность участников, повышающие эффективность группового обсуждения

1.Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли. Как ты пришёл к такому ответу? Как можно показать, что это верно? И т.д.

2.Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы сделать обсуждение более содержательным, не уйти от темы. Когда это будет верно? При каких условиях наиболее выражено? Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит? И т.д.

3.Уточняющие вопросы стимулируют чётче высказывать мысль, аргументировать её. Ты сказал, что это лучше. Чем лучше? В чём именно это проявляется? Что ты имеешь в виду, когда говоришь...? И т.д.

4.Парафраз – повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли.

5.Редакция – повторение наиболее значимой, с позиции ведущего, части высказывания. Позволяет направить обсуждение в нужное русло, держаться темы.

6.Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) помогает вести обсуждение, вносящее новую информационную струю, побуждающее к дальнейшей работе.

7.Демонстрация непонимания побуждает участников повторить, уточнить суждение. Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста и т.д.

8.«Сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания. Так ли это? Это всё? Вы уверены в вашем тезисе? И т.д.

9.«Проблематизация» – требование объяснить, обосновать, доказать высказанные суждения. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний. Обоснуйте ваше высказывание. Объясните, почему это так. Что это значит?

10.«Альтернатива». Ведущий предлагает и обосновывает тезис, утверждение, противоположный высказанному, акцентирует внимание на иной точке зрения, противоположном подходе. Приём тренирует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников.

11.«Доведение до абсурда». Ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем доводит его до абсурда.

12.«Нет-стратегия», или «отрицание» всех высказываний участников. Ведущий говорит «нет», не утруждая себя доказательствами. Нет, это не так. Такого не бывает. Этого не может быть.

Формы дискуссий применяемые для старшеклассников:

«АКВАРИУМ»-этот вид дискуссии обычно применяют при обсуждении противоречивых подходов, конфликтов, разногласий.

«Аквариум» интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, её аргументации. Включённость всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном обсуждении, после чего группа следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться на основных позициях.

КРИТИКИ, МЕЧТАТЕЛИ И РЕАЛИСТЫ

Это групповое обсуждение и разработка новых идей и предложений. Проводится опрос общественного мнения по данной теме, собираются реальные и нереальные предложения, высказываются критические замечания, что в результате помогает более чётко представить саму идею, её актуальность и значимость, наметить пути реализации.

Дебаты- определяют как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, столкновения мнений, публичное обсуждение альтернативных суждений, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить противную сторону любыми способами и средствами. 

Примерные темы дебатов, которые можно обсудить со старшеклассниками:

-Конфликт отцов и детей неизбежен.

-Высокий материальный уровень жизни родителей – необходимое условие жизненного успеха детей.

-Жесткие меры борьбы с наркотиками снижают их употребление.

-Родители и учителя не несут ответственности за успеваемость учеников в старшей школе.

-Правительство страны не сможет предотвратить «утечку мозгов».

-В гимназии нужен орган ученического самоуправления.

-Для поддержания порядка в школе эффективны только жесткие меры.

-До выражения протеста допустимы радикальные меры.

-Грани между рок- и поп-культурой стерлись.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

ЕленаЕвгения
ЕленаЕвгения
Была на сайте никогда
Родилась: 26 Января
Читателей: 24 Опыт: 0 Карма: 1
все 39 Мои друзья